Böhran vaxtı iş necə tapmalı?

Keçən ilin payızından etibarən bütün dünyanın maliyyə sektoru son dövrün ən ciddi böhranını yaşamaqdadır. Düzdür, artıq bu böhran nisbətən mülayimləşib və bununla bərabər Azərbaycanda digər qonşu ölkələrlə müqayisədə özünü az biruzə verib. Lakin, böhranın ikinci dalğasını Azərbaycan iqtisadiyyatında daha sərt təsir edəcəyi haqqında proqnozlar mövcuddur.

Bütün bu faktorlar, Azərbaycanda fəaliyyət göstərən yerli və xarici şirkətləri işçi seçimində daha sərt olmağı vadar edir. Son yarım ildə müəyyən qədər işçi ixtisarları və bununla bərabər vakansiya ixtisarları da baş vermişdir. İşçi bazarı çox sərtləşib. Bu vəziyyətə cəmiyyətdə ən aktual suallardan biri məhz bu olur – İşi necə tapmalı?

OL!-un dostu olan Rəşad Bayramovun “Zerkalo” qəzetinə “Böhran vaxtı iş necə tapmalı?” mövzusunda müsahibə vermişdir. Müsahibənin mətni ilə (rus dilində) aşağıda tanış ola bilərsiniz.

  • Rəşad Bayramov BP şirkətin daxili və xarici əlaqələr üzrə ekspertdir. Rəşad ABŞ-ın Maski Felloyşip proqramı üzrə Roçester Texnologiya İnstitutunun Marketinq və Kommunikasiyalar fakültəsini magistr pilləsi ilə bitirmişdir. O, həm də BP şirkətin Nəşrlər və Əməkdaşlar üçün proqramlar şöbəsinin rəhbəri və şirkət daxili “COMPASS” jurnalının redaktorudur. Rəşadın fikirləri haqqında sualınız varsa, birbaşa onunla email (rashadazeri@yahoo.com) vasitəsi ilə əlaqə saxlayın.

Как найти работу во время кризиса?

Одним из продуктов мирового экономического кризиса стала возрастающая необходимость высоко-профессионального подхода к поиску работы в частности и построению карьеры в целом. В деле поиска работы хорошим началом является освоение нескольких важных инструментов, которые станут залогом победы в «битве» за место под солнцем.

- Как, по Вашему мнению, кризис коснулся рынка труда в Азербайджане?

- Как и по всему миру, кризис привел к сокращению рабочих мест, особенно в частном секторе. Количество новых вакансий идет на убыль, в то время как армия безработных растет. В результате, вдвое больше соискателей борется за вдвое меньшее количество мест. Естественно, что найти работу становится все сложнее.

- Так как все-таки можно найти работу при такой конкуренции?

- Единственный выход – это позиционировать себя как уникального кандидата, создать свой собственный «бренд» и говорить о своей неповторимости. При этом нужно искусно применять такие инструменты как резюме (или Си-Ви), сопроводительное письмо, карьерный «нетуоркинг» (или создание профессиональной сети знакомств) и собеседование с работодателем. Если вы в совершенстве владеете этими инструментами, то успех в нахождении работы вам обеспечен. Ну а если нет, не расстраивайтесь: сегодня в Азербайджане есть компании, которые могут этому искусству обучить.

- Итак, я в поиске работы. Что делать?

- Шаг первый – это профессионально составленное резюме. В зависимости от качества, резюме может стать вашим билетом в лучшую жизнь или тяжелым грузом, который будет усложнять и замедлять ваш прогресс. Шаг второй – это активный поиск работы как через объявления, так и при помощи карьерного «нетуоркинга». Помните, что то, кого вы знаете и кто знает вас, зачастую важнее того, что вы знаете. И первый и второй шаги служат одной основной цели – обеспечить вам собеседование с работодателем. Отсюда необходимость в третьем шаге – подготовке к безупречному собеседованию, которое выделит вас среди всех соискателей как идеальную кандидатуру на вакантную позицию.

- А стоит ли что-то предпринимать, если я обеспечен работой на сегодняшний день?

- Есть две категории людей: те, которые ищут работу, оказавшись без нее, и те, которые думают о новом месте еще сидя в своем рабочем кресле. Вторым всегда легче, чем первым: работодатели, как правило, предпочитают работающих кандидатов безработным. Поэтому мой совет прост: самое время начать планировать свою будущую карьеру, когда у вас есть работа.

- Что такое «нетуоркинг» и почему он так важен?

- «Нетуоркинг» - это создание и поддержание отношений с людьми, которые могут помочь вам развивать вашу профессионаьную карьеру, делать вашу работу лучше и в целом обогатить и облегчить вашу жизнь. Исследователи по всему миру в один голос говорят, что подавляющее большинство вакансий – по некоторым подсчетам от 60 до 90% - скрыты от среднего соискателя. Эти рабочии места не объявляются вакантными и потому являются частью «скрытого» рынка труда. О них можно узнать только от друзей и знакомых, а это подразумевает активный «нетуоркинг».

- Где и с кем лучше всего заниматься «нетуоркингом»?

- Прежде всего, необходимо понять, что «нетуоркингом» можно заниматься где угодно и с кем угодно. Это процесс построения отношений, которые призваны помочь вашему карьерному росту, и начать лучше всего со своего непосредственного окружения. Прежде всего, это ваши нынешние и прежние коллеги по работе, друзья и товарищи, бывшие одноклассники и сокурсники, клиенты и поставщики, члены вашей профессиональной организации или спортивной секции, и наконец, родственники и соседи. Завести деловые знакомства можно в офисе, на конференции, тренинг-семинаре, благотворительной вечеринке, дне рождения, в спортивном зале, на борту самолета и, конечно, в Интернете.

- О чем лучше всего говорить во время делового знакомства?

- Основной целью «нетуоркинга» является получение полезной информации о вашем новом знакомом: кто он? чем занимается? где работает? чем увлекается? и т.д. Список вопросов и их характер во многом определяются тем, где вы заводите знакомство и какова ваша основная цель. Кроме этого, и ваш собеседник должен получить о вас достаточное количество информации, главным образом, чем вы занимаетесь и что отличает вас от других. В такой беседе лучше всего придерживаться принципа 20-80: говорите 20% времени, а слушайте 80%. Спрашивая о чем-то, внимательно выслушивайте ответ, и стройте ваш следующий вопрос на полученной информации.

- Как сделать «нетуоркинг» максимально успешным?

- Успех в «нетуоркинге» приходит не к тем, кто только создает новые отношения, а к тем, кто их еще и умело поддерживает. Крайне важно, чтобы ваш новый контакт запомнил вас среди десятка или более людей, с которыми он познакомился во время мероприятия. Поэтому на следущий же день напишите ему короткое сообщение по электронной почте, поблагодарив за приятную беседу или дельный совет. Но это еще не все. Если вы хотите из простого знакомого превратиться в доброго приятеля, пишите или звоните вашему контакту регулярно, хотя бы один раз в три месяца. Поводом может стать праздник или интересная статья, которой вы хотите поделиться. Людям такое бескорыстное внимание очень приятно, и они будут рады помочь вам, как только представится возможность.

- Насколько эффективным является «нетуоркинг» по Интернету?

- Сегодня, когда количество пользователей глобальной сети перевалило за отметку 1 милиард, Интернет является наиболее быстро растущим местом общения людей, а потому идеально подходит для карьерного «нетуоркинга». Но прежде чем окунаться в воды безбрежней сети, ищущий работу человек должен сделать все возможное, чтобы увеличить узнаваемость своего «бренда» в реальном мире: надо писать статьи, разговаривать с организациями и подготовить свое резюме. На следующем этапе вам надо сделать все, чтобы работодатель, задавший поиск по определенным параметрам, мог найти информацию о вас в сети. Это подразумевает создание персонального веб-сайта, блога или размещение своего электронного резюме в Интернете. Последним этапом является открытие собственной странички на популярных веб-сайтах Интернет-«нетуоркинга», таких как LinkedIn и Facebook, а также участие в Интернет форумах, посвященных вашей отрасли.

- Какой цели служат резюме?

- Хорошее резюме обеспечивает вам «пропуск» на собеседование. Дело в том, что у работодателя нет возможности встречаться с каждым кандидатом на вакантную позицию. Его время очень дорого, и потому он предпочитает ознакомиться с краткой автобиографией соискателя (т. е. его резюме), прежде чем вызывать его на собеседование. Хорошее резюме должно ответить на три важных вопроса работодателя: что вы знаете и умеете? чем вы занимались ранее? и что вы можете сделать для меня? Если ответы на эти вопросы удовлетворят работодателя, считайте, что вы получили свой «пропуск».

- О чем должен знать любой составитель резюме?

- Всегда адаптируйте ваше резюме под требования вашей аудитории. Посылать одно и то же резюме разным работодателям – это все равно, что резать бумагу и подрезать траву на лужайке одними и теми же ножницами. Это неэффективно и непрофессионально. Каждое резюме должно быть уникальным документом, где информация представлена таким образом, чтобы работодатель четко видел, что ваших навыки, знания и достижения идеально подходят для этой работы.

- Как расположить информацию в резюме, чтобы выглядеть профессионально?

- Это зависит от того, на какую позицию вы подаете. Если объявленная вакансия схожа с вашей последней работой, то следом за долгосрочной целью разместите ваш опыт работы в обратном хронологическом порядке. Если вы долгое время без работы или решили поменять направление вашей карьеры, тогда вместо опыта работы лучше начать резюме с информации о ваших навыках и умениях. Так вам удастся сконцентрировать внимание работодателя на том, что вы умеете, а не на том, где и когда работали.

- Насколько важны сопроводительные письма и чем они отличаются от резюме?

- Сопроводительное письмо – это ваш шанс прямого обращения к работодателю, возможность поговорить с ним. Здесь вы говорите читателю о том, что делает вас уникальным (а главное подходящим) кандидатом и почему ему следует прочесть ваше резюме. Не используйте это письмо как краткую версию резюме. Чтобы обеспечить вам приглашение на собеседование, сопроводительное писмо должно ответить на три вопроса: зачем вы пишете это письмо? что делает вас уникальным? и что вы можете сделать для компании?

- Как можно составить хорошее сопроводительное письмо?

- Во-первых, всегда начинайте письмо с самого впечатляющего факта о себе. Помните, что некоторые работодатели получают до 100 сопроводительных писем в неделю и потому тратят на прочтение каждого письма в среднем около 8 секунд. Переходите к сути дела без промедления. Укажите ваше самое подходящее для данной вакансии профессиональное достижение. Во-вторых, проявите свои блестяшие знания о компании и ее сегодняшних успехах и проблемах. В-третьих, докажите, что вы тот самый человек, который поможет компании увеличить доходы, сократить расходы или решить конкретные задачи.

- А существуют ли в Азербайджане компании, которые обучают упомянутым вами инструментам поиска работы?

- Конечно! Сегодня в Азербайджане действует ряд компаний, которые предлагают очень эффективные тренинг-пакеты, обучающие секретам «нетуоркинга», составлению эффектных резюме и профессиональному подходу к собеседованиям. Каждому, кто серьезно настроен на поиск работы, я настоятельно рекомендую пройти через эти тренинги. Кроме этого, большое количество подходящего материала можно найти в Интернете. К сожалению, наиболее качественные ресурсы глобальной сети составлены на английском языке, и потому могут быть недоступны для некоторых наших соотечественников.

- Каков Ваш заключительный совет людям, которые ищут работу?

- Будьте настойчивы. Верьте в свои силы. Если вы ведете себя уверенно, люди будут воспринимать вас именно так, а не иначе. Никогда не сдавайтесь на полпути. Поиск работы может оказаться длительным процессом, поэтому будьте терпеливы и научитесь извлекать уроки из каждой неудачи, чтобы еще на один шаг приблизиться к победе.

Chief Executive Officer – Azerbaijan

Mətnin əsli ilə burada tanış ola bilərsiniz

2 comments:

Anonymous said...

Прочитал я все вышеизложенное, а потом представил все у нас и вспомнил классический анекдот: как-то одного канадца спрашивают, а как вы стали таким богатым. Он отвечает, ну вот приехал я в Америку и у меня было в кармане 2 цента, купил два яблока - продал за 4 цента, потом купил 6 яблок, продал за 10 центов, потом купил уже 2 кило яблок, продал за 50 центов, а потом получил письмо, что тетя умерла и оставила мне свои миллионы…

Lupo said...

Статья интересная! В наше время найти работу немного тяжеловато, но все-таки думаю, если овладеть твердыми знаниями в своей области, то никакой кризис на это не сможет подействовать!)))